"СЕЛЬСКАЯ МОЛОДЕЖЬ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ
НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
В настоящее время в Республике Татарстан проживают 3768,6 тыс. человек. При этом численность сельского населения составляет 944,7 тыс. человек, то есть 25,1 процента всего населения республики. Число сельской молодежи (населения в возрасте от 15 до 29 лет) равно 195,2 тыс. человек, что составляет 20,7 процента от всего сельского населения республики и 21,6 процента от численности всей молодежи Республики Татарстан.
Статистические данные свидетельствуют о негативных тенденциях в социально-демографической сфере на селе. В сельской местности наблюдается отрицательный естественный прирост населения. В 2008 году он составил -5,4 на 1000 человек населения (для сравнения: в городах - +0,1 на 1000 человек населения, по республике - -1,2 на 1000 человек населения). Численность сельского населения ежегодно сокращается примерно на 5,4 тыс. человек. Одной из главных причин этого процесса является рост миграционного оттока сельской молодежи в город. Основной отток из села идет за счет молодежи в возрасте от 18 до 35 лет. Именно эта часть населения является наиболее трудоспособной и грамотной, строит семью, на нее приходится три четверти рождающихся детей. Велик в сельской местности коэффициент демографической нагрузки - на 1000 человек трудоспособного населения здесь приходится 760,5 ребенка в возрасте до 15 лет и лиц пенсионного возраста, при этом средняя продолжительность жизни сельчан составляет 67,9 года (2007 год), что на 2 года меньше, чем у горожан.
Среди сельской молодежи наблюдаются негативные тенденции, связанные прежде всего с сокращением численности лиц моложе трудоспособного возраста. Если в 1989 году численность сельского населения в возрасте до 14 лет составляла 222 тыс. человек, то в 2002 году - 200 тыс. человек, а на начало 2009 - уже только 157,6 тыс. человек. Эти данные позволяют говорить о снижении в перспективе потенциала трудовых ресурсов для развития аграрно-промышленного комплекса республики.
Исследования социального самочувствия сельской молодежи показывают, что сегодня лишь 48,4 процента ее полностью удовлетворены своей жизнью. Неудовлетворенность в различной степени испытывают больше половины представителей молодого поколения (51,7 процента).
Сельская молодежь как социальная группа не имеет в полном смысле слова собственного социального положения. Она образует возрастную группу населения, отражающую уровень развития всего современного молодого поколения со всеми его проблемами. В селе они более ярко выражены. В молодежной среде сельской местности особенно остро проявляются бедность, общее снижение уровня жизни, отсутствие условий для трудоустройства, неразвитость культурных потребностей, эмоциональная бедность, заниженность нравственных оценок своего и чужого поведения. А результат этого - пренебрежение к созидательной трудовой деятельности, снижение ответственности за состояние общества, отчуждение от него.
Активность сельской молодежи в мире информации и коммуникаций за последние 15 лет очень сильно изменилась. Практически не используются в поле активного молодежного обращения такие информационные каналы, как книги, радио и газеты.
Вместе с тем информационное поле выполняет в сельском социуме особые дополнительные, своего рода компенсаторные, социальные функции: психологические, культурологические, познавательные, образовательные, развлекательно-досуговые, идеологические (мировоззренческие). Главная задача в развитии информационной активности сельской молодежи состоит в оказании ей информационно-разъяснительной поддержки.
Безусловно, сеть Интернет - один из самых перспективных для села информационно-ресурсных каналов. Информационная активность сельской молодежи в этом самом динамично развивающемся коммуникативном пространстве последовательно усиливается. Но пока сельская молодежь по интенсивности использования сети Интернет значительно уступает городской молодежи.
Не менее важной задачей является сегодня развитие проектной деятельности и развитие предпринимательства среди сельской молодежи. А это невозможно без обучения ее социальному проектированию, бизнес-планированию. Сейчас это можно сделать благодаря сети Интернет, используя дистанционное обучение и программы вебинаров.
Проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, поскольку она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Социальное инновационное проектирование является фактором развития молодежной среды, способствует становлению личности, ее социализации, обретению ею определенных видов навыков и наиболее полноценного участия в жизни гражданского общества.
Актуальность овладения основами социального проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий. Во-вторых, владение логикой и технологией социального проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и другие функции, особенно в сфере государственной молодежной политики, физической культуры и спорта. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда, умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование - это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.
В условиях экономического кризиса вопросы трудоустройства молодежи становятся все более актуальными. Осознавая складывающуюся ситуацию, молодые люди начинают искать все новые способы реализации своего потенциала. По мнению Премьер-министра Российской Федерации В.В.Путина, малый и средний бизнес является очень гибкой формой хозяйствования, быстрее всего реагирует на происходящие изменения на рынке труда. В одном из своих выступлений Президент Республики Татарстан Р.Н.Минниханов поставил цель превратить республику не только в потребителя, но и в разработчика инновационных технологий. По его словам, этого можно достичь только на основе опережающего развития предпринимательства, а именно малый и средний бизнес должен сформировать средний класс республики - надежную опору инновационных преобразований в экономике и социальной сфере. Для этого первоначально требуется обучение элементарным навыкам бизнес-планирования с целью решения вопросов самозанятости и развития малого и среднего предпринимательства на селе.
Сельская молодежь испытывает определенные трудности и в организации досуга. Исследования показывают, что центром культурной жизни сельской молодежи остается сельский клуб. Его посещают 43,2 процента представителей молодого поколения. Занимаются физической культурой и спортом на спортивной площадке 26,7 процента, посещают библиотеку 17,3 процента сельской молодежи. Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что фактически каждый четвертый представитель сельской молодежи (26,3 процента) вообще не посещает культурно-досуговые учреждения.
Закономерно, что лишь 8,6 процента сельской молодежи удовлетворены организацией досуга. Потребности сельской молодежи в области организации досуга за последние годы возросли, но не находят реального воплощения. Это происходит на фоне сокращения культурно-досуговых учреждений в сельской местности. Если в 2000 году в сельской местности было 2130 учреждений культурно-досугового типа и 600 киноустановок, то в 2007 году их осталось соответственно лишь 2036 и 270.
Указанные факторы усиливают мотивацию миграции молодежи в города, ориентацию на поиски трудовой занятости вне сельского социума. Как показывают исследования, для 57,7 процента сельской молодежи мотивом переезда служит желание учиться, для 78 процентов - плохие условия труда, для 69,2 процента - низкий уровень оплаты труда, для 50 процентов - отсутствие интересного досуга. В то же время при условии решения проблем сельской молодежи две трети ее остались бы на селе.
В целях решения стоящих перед сельской молодежью проблем региональной общественной организацией "Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан" создана организационная структура, представляющая интересы и стремления сельской молодежи.
В ряде муниципальных образований Республики Татарстан на сегодняшний день избраны руководители местных отделений региональной общественной организации "Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан" на общественных началах. Но отсутствие системного методического и материально-технического обеспечения местных отделений не позволяет достичь требуемых позитивных изменений.
До тех пор, пока не совершится качественный прорыв в этом вопросе, многие усилия и инициативы в молодежной сфере будут иметь ограниченный круг действия, а значит, и неполный социальный и экономический эффект.
Вышесказанное свидетельствует об актуальности разработки комплексной системы мероприятий, направленных на улучшение качества жизни сельской молодежи республики.
Социально-экономическое развитие республики в различных областях (образование, здравоохранение, связь, транспорт и т.д.), модернизация образа жизни в сельских районах и повышение их привлекательности в результате перспективных направлений деятельности позволит создать оптимальные возможности для сельской молодежи, желающей именно в сельской местности строить свое будущее.
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Целью Программы является создание условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Республики Татарстан.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
Создание системы информационного обеспечения сельской молодежи позволит доводить до сведения сельской молодежи специальную адаптированную информацию через средства массовой информации, информационно-полиграфической продукции, а также путем использования IT-технологий.
Создание условий для повышения социальной активности сельской молодежи предполагает создание молодежных организаций, занимающихся вопросами сельской молодежи, повышение общественно-политической активности сельской молодежи, обучение сельской молодежи социальному проектированию и вовлечение молодежи в реализацию программ социального развития села.
Создание условий для повышения экономической активности сельской молодежи включает в себя обучение сельской молодежи основам бизнес-планирования, содействие занятости молодежи в сельской местности и вовлечение молодежи в реализацию программ экономического развития села.
Содействие духовному, физическому и творческому развитию сельской молодежи предполагает организацию и проведение интеллектуально-творческих и физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также содействие формированию здорового образа жизни среди подростков и молодежи.
Вследствие необходимости постоянного совершенствования форм и методов работы с сельской молодежью реализация Программы рассчитана на 5-летний период (с 2011 по 2015 год) и осуществляется в один этап.
Досрочное прекращение реализации Программы не предусматривается.
III. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, А ТАКЖЕ
ИНДИКАТОРОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
III.I. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ
Наименование |
Наименование |
Наименование |
Индикаторы |
Значения индикаторов |
|||||
Базо- |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Создание |
Создание |
1. Подпрограмма "Информационное обеспечение сельской молодежи" |
|||||||
|
Удельный вес |
2,6 |
10,3 |
17,9 |
25,6 |
33,3 |
41 |
||
Создание |
2. Подпрограмма "Социальная активность сельской молодежи" |
||||||||
2.1. |
Удельный вес |
0,13 |
0,31 |
0,79 |
2,38 |
9,52 |
47,6 |
||
2.2. |
Увеличение доли |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
2,7 |
2,7 |
||
2.3. |
Удельный вес |
0,3 |
0,7 |
2,2 |
4,6 |
7,7 |
11,5 |
||
2.4. |
Удельный вес |
2,1 |
8,2 |
18,5 |
28,7 |
39 |
49,2 |
||
Создание |
3. Подпрограмма "Экономическая активность сельской молодежи" |
||||||||
3.1. Основы |
Удельный вес |
0,5 |
2 |
4,4 |
7,5 |
11,4 |
15,9 |
||
3.2. Занятость |
Уменьшение доли |
28 |
27 |
26,5 |
26 |
25,5 |
25 |
||
3.3. |
Удельный вес |
0 |
0,4 |
0,8 |
1,2 |
1,6 |
2,1 |
||
Содействие |
4. Подпрограмма "Духовное, физическое и творческое развитие |
||||||||
4.1. Интеллек- |
Удельный вес |
2,6 |
7,7 |
17,9 |
28,2 |
38,5 |
48,7 |
||
4.2. |
Удельный вес |
2,6 |
10,3 |
20,5 |
30,8 |
41 |
51,3 |
||
4.3. |
Удельный вес |
2,6 |
10,3 |
23,1 |
35,9 |
48,7 |
61,5 |
III.II. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
N п/п |
Наименование мероприятий |
Исполнители |
Срок |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Подпрограмма "Информационное обеспечение сельской молодежи" |
|||
1.1 |
Распространение практики |
МДМСиТ РТ <*>, |
2011 - 2015 |
1.2 |
Приобретение тачбордов для |
МДМСиТ РТ |
2011 - 2013 |
1.3 |
Создание электронного портала |
МДМСиТ РТ |
2011 г. |
1.4 |
Обновление электронного портала |
МДМСиТ РТ |
2011 - 2015 |
1.5 |
Обеспечение ведения электронного |
МДМСиТ РТ, |
2011 - 2015 |
1.6 |
Обеспечение создания телефона |
МДМСиТ РТ, |
2011 г. |
1.7 |
Обеспечение консультирования |
МДМСиТ РТ, |
2011 - 2015 |
1.8 |
Обеспечение создания методических |
МДМСиТ РТ, |
2011 - 2015 |
1.9 |
Освещение проблематики развития |
МДМСиТ РТ, |
2011 - 2015 |
1.10 |
Насыщение информационного поля |
МДМСиТ РТ, |
2011 - 2015 |
2. Подпрограмма "Социальная активность сельской молодежи" |
|||
2.1. Раздел "Молодежные организации, занимающиеся вопросами сельской |
|||
2.1.1 |
Оказание в установленном порядке |
МДМСиТ РТ |
2011 - 2015 |
2.2. Раздел "Общественно-политическая активность сельской молодежи" |
|||
2.2.1 |
Организация и проведение |
МДМСиТ РТ, |
2011, 2013, |
2.2.2 |
Обучение сельской молодежи |
Муниципальные |
2011 - 2015 |
2.2.3 |
Подготовка кандидатов в депутаты |
Муниципальные |
2014, 2015 |
2.2.4 |
Подготовка кандидатов в члены |
Муниципальные |
2014, 2015 |
2.2.5 |
Разработка, изготовление, |
Муниципальные |
2014, 2015 |
2.3. Раздел "Социальное проектирование" |
|||
2.3.1 |
Обеспечение организации и |
МДМСиТ РТ, |
2011 - 2015 |
2.3.2 |
Разработка специальных программ |
МДМСиТ РТ, |
2012, 2014 |
2.3.3 |
Организация проведения вебинаров |
МДМСиТ РТ, |
2012, 2014 |
2.4. Раздел "Реализация программ социального развития села" |
|||
2.4.1 |
Организация семинаров по |
МДМСиТ РТ, |
2011 - 2015 |
2.4.2 |
Внедрение социальных программ: |
МДМСиТ РТ, |
2011 - 2015 |
2.4.3 |
Обеспечение внедрения социальной |
МСХиП РТ, |
2011 - 2015 |
3. Подпрограмма "Экономическая активность сельской молодежи" |
|||
3.1. Раздел "Основы бизнес-планирования" |
|||
3.1.1 |
Внедрение программ подготовки |
МСХиП РТ, |
2012 - 2015 |
3.1.2 |
Организация и проведение |
МСХиП РТ, |
2011, 2013, |
3.1.3 |
Разработка специальных программ |
МДМСиТ РТ, |
2012, 2014 |
3.1.4 |
Организация и проведение |
МДМСиТ РТ, |
2012, 2014 |
3.2. Раздел "Занятость молодежи в сельской местности" |
|||
3.2.1 |
Создание базы данных о сельской |
МСХиП РТ, |
2011 - 2015 |
Мероприятия организационно-обеспечивающего характера к разделу 3.2 |
|||
3.2.2 |
Проведение работы по содействию |
МТЗиСЗ РТ, |
2011 - 2015 |
3.2.3 |
Организация общественных работ и |
МТЗиСЗ РТ, |
2011 - 2015 |
3.2.4 |
Организация профессионального |
МТЗиСЗ РТ, |
2011 - 2015 |
3.2.5 |
Профессиональная ориентация |
МТЗиСЗ РТ, |
2011 - 2015 |
3.3. Раздел "Реализация программ экономического развития села" |
|||
3.3.1 |
Организация и проведение |
МДМСиТ РТ, |
2011 - 2015 |
3.3.2 |
Организация и проведение |
МСХиП РТ, |
2012 - 2015 |
Мероприятия организационно-обеспечивающего характера к разделу 3.3 |
|||
3.3.3 |
Проведение конкурса проектов по |
МДМСиТ РТ, |
2011 - 2015 |
3.3.4 |
Реализация лучших проектов |
МДМСиТ РТ, |
2011 - 2015 |
4. Подпрограмма "Духовное, физическое и творческое развитие" |
|||
4.1. Раздел "Интеллектуально-творческие мероприятия" |
|||
4.1.1 |
Обеспечение проведения конкурсов |
МК РТ, |
2011 - 2015 |
4.1.2 |
Организация и проведение |
МК РТ, |
2012, 2014 |
4.1.3 |
Организация и проведение |
МК РТ, |
2011, 2013, |
4.1.4 |
Проведение республиканского |
МДМСиТ РТ, |
2011 - 2015 |
Мероприятия организационно-обеспечивающего характера к разделу 4.1 |
|||
4.1.5 |
Организация и проведение |
МДМСиТ РТ, |
2011 - 2015 |
4.1.6 |
Организация и проведение |
МДМСиТ РТ, |
2011, 2013, |
4.1.7 |
Организация и проведение |
МК РТ, |
2011, 2013, |
4.2. Раздел "Физкультурно-оздоровительные мероприятия" |
|||
4.2.1 |
Содействие в установленном |
МДМСиТ РТ, |
2011 - 2015 |
4.3. Раздел "Формирование здорового образа жизни" |
|||
4.3.1 |
Организация и проведение |
МК РТ, |
2012 г. |
4.3.2 |
Организация и проведение |
МДМСиТ РТ, |
2011 - 2015 |
4.3.3 |
Участие в реализации |
МДМСиТ РТ, |
2011 - 2015 |
--------------------------------
<*> Список использованных понятий и сокращений:
Социальное проектирование - способ выражения идеи улучшения окружающей среды путем реализации конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретные сроки воплощения описываемой цели.
Вебинар - разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через сеть Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через сеть Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.
Тачборд позволяет вводить текст без клавиатуры и мыши, вводимая информация обрабатывается специальным приложением, например Notepad для Windows.
СМО РТ - общественная организация "Совет молодежных организаций Республики Татарстан".
АМО РТ - региональная общественная организация "Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан".
МДМСиТ РТ - Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
МСХиП РТ - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
МТЗиСЗ РТ - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
МК РТ - Министерство культуры Республики Татарстан.
КРМиСП РТ - Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан.
IV. ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа имеет долгосрочную перспективу и предполагает поэтапный охват сельской молодежи республики. Для реализации мероприятий Программы привлекаются средства бюджета Республики Татарстан исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан, а также предполагается привлечение средств муниципальных образований и внебюджетных источников.
С учетом возможностей бюджета Республики Татарстан, местных бюджетов и внебюджетных средств объемы средств, направляемых на реализацию Программы, ежегодно уточняются при разработке проекта бюджета Республики Татарстан в течение периода действия Программы.
V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Источником финансирования Программы являются средства бюджета Республики Татарстан исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан, предполагаемые к привлечению средства местных бюджетов, внебюджетных источников. Финансирование мероприятий осуществляется через министерства и ведомства, муниципальные образования Республики Татарстан (по согласованию) и организации (по согласованию), являющиеся исполнителями настоящей Программы.
Государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
Для реализации мероприятий Программы Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан:
с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств на очередной финансовый год ежегодно уточняет целевые индикаторы, затраты на реализацию программных мероприятий, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей;
организует преддоговорную проработку размещения заказов для государственных нужд на конкурсной основе и последующее размещение заказов с заключением договоров на выполнение конкретных мероприятий Программы в случае финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан;
направляет:
ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономики Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации Программы;
ежегодно в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в составе докладов в соответствии с установленным порядком в случае финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Органам местного самоуправления предлагается осуществлять следующие функции:
обеспечивать финансирование мероприятий муниципальной программы "Сельская молодежь" за счет своих средств;
содействовать в установленном порядке созданию молодежных общественных организаций, занимающихся вопросами сельской молодежи в поселениях муниципального образования, и их поддержке.
Исполнители Программы представляют государственному заказчику-координатору Программы ежеквартальные отчеты об исполнении мероприятий Программы по установленной форме.
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан направляет в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ по выполнению Программы и эффективности использования финансовых средств.
Государственный заказчик согласовывает с Министерством экономики Республики Татарстан и Министерством финансов Республики Татарстан внесение изменений в индикаторы оценки результатов Программы на соответствующий год.
VI. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Эффективность реализации Программы и использования выделенных средств бюджета Республики Татарстан, привлеченных средств местного бюджета будет обеспечена за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
"прозрачности" использования бюджетных средств;
адресного предоставления бюджетных средств.
Реализация мероприятий Программы позволит:
увеличить долю сельской молодежи, состоящей в молодежных общественных организациях;
увеличить долю представителей сельской молодежи в органах местного самоуправления;
увеличить число сельской молодежи, участвующей в реализации программ социального и экономического развития села;
обучить сельскую молодежь основам социального проектирования и бизнес-планирования;
увеличить число сельской молодежи, получившей высшее профессиональное образование;
организовать интеллектуально-творческие мероприятия для сельской молодежи;
организовать физкультурно-оздоровительные мероприятия для сельской молодежи;
увеличить количество сельской молодежи, участвующей в программах формирования здорового образа жизни.
Обучение социальному проектированию, бизнес-планированию даст возможность сельской молодежи участвовать в конкурсах на грантовой основе, начать свое дело, внедрять малозатратные и эффективные программы и проекты.
В рамках реализации Программы предполагается, что конкретные специалисты исполнителей Программы, работающие в сфере молодежной политики, обладая специальной информацией о жилье, льготных кредитах, получении образования, пользуясь существующими технологиями командной работы, социального проектирования, бизнес-планирования, повышения электоральной активности, будут способствовать выполнению задач Программы, обеспечат адресность работы, реализацию различных социальных, экономических программ на селе.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить:
заинтересованность сельской молодежи в социально-экономическом развитии республики и ее готовность участвовать в этом процессе;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в сельской местности;
снижение уровня социальной напряженности в сельской местности;
снижение миграционного потока молодежи из села в город;
повышение уровня доверия населения государственным структурам;
улучшение качества жизни сельской молодежи.
Последнее обновление: 6 марта 2015 г., 16:42